Слободская парижанка
У каждого старинного города имеется какая-то жемчужина, привлекающая
всеобщее внимание. Вот и наше внимание привлекла часовня, которую в народе
называют «парижанка». Нам захотелось узнать, почему у слободского памятника
деревянного зодчества такое название, узнать историю Михайло-Архангельской
часовни.
Изучив литературу: интернет-источники, публикации газет «Слободские
куранты», картотеку событий города Слободского, статистический сборник
«Слободской 5 столетий» мы нашли разную информацию об одних и тех же событиях.
Поэтому мы выдвинули следующую гипотезу: Михайло-Архангельская часовня была на
выставке в Париже по предложению столичного архитектора
Бориса Гнедовского в 1973 году.
Объект нашего исследования – Михайло-Архангельская часовня, предмет
исследования – история памятника архитектуры.
Михайло-Архангельская
церковь с надвратной часовней – самое древнее здание на территории Кировской
области и наиболее раннее деревянное сооружение, сохранившееся на территории
России. Предположительно была она построена в связи с угрозой вторжения
яранских повстанцев, примкнувших к сторонникам Лжедмитрия. Часовня являлась
частью построек Слободского Богоявленского, позже
Крестовоздвиженского мужского монастыря, основанного в
1599 году на окраине города. Церковь построена
во имя покровителя русского воинства Михаила Архангела года при участии Преподобного
Трифона, церковь деревянная, из сосновых брёвен построена слободскими умельцами
в 1610 году без единого гвоздя.
Восточный фасад надвратной башни-часовни является свидетельством
военного назначения постройки. Он обращен наружу. В стенах устроены узкие
окна-бойницы, внизу - проездные ворота. Западный фасад, напротив, скорее
напоминает боярский терем, чем крепостную башню. Завершает часовню покрытая
лемехом (т.е. небольшими деревянными пластинами) луковичная главка с деревянным крестом).
Поначалу
это сооружение служило не только церковью,
но и крепостной башней с воротами,
через которые можно было попасть в
монастырь, а через бойницы в стенах
- отстреливаться от врага. Маленькая
деревянная церквушка была неприметной по
сравнению со строениями обители и не
привлекала к себе внимания. Братия ее
содержала. Церковь в честь Архангела Михаила
имела уникальное убранство: иконы, старинные
книги, золотое и серебряное шитье. Легенды,
переходящие из уст в уста, гласят,
что в церкви был особенный, ни с чем
не сравнимый запах дерева.
Старожилы отмечали, что летом здесь
благодать - даже в самую жару прохладно.
В отличие от самых ранних церквей Михайло-Архангельская
имеет восьмискатную крышу. Стены их срублены в «обло с остатком», на выпущенных
бревнах устроены сени. Для ограждения
сеней - западного придела использована более лёгкая и экономичная каркасная
конструкция. Конструкция такой кровли была такова, что не допускала
проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено
с расчётом на естественное проветривание стен.
В
начале ХIХ века жемчужина деревянного
зодчества приобрела другой облик, значительно
изменившись внешне. Появились новые украшения
- округлые окошки, металлические решетки;
рубленые стены были зашиты тесом,
крыша и глава покрыта жестью, церковь поставлена на каменный фундамент. Трудно было
предположить, что под уродливой обшивкой и современной железной кровлей
скрывается во всей своей красе сооружение начала 17 века. В 1838 году к церкви
пристроена паперть с двумя крыльцами, между которыми оставлен тот же проезд под
церковь в ворота, ведущий на улицу.
Второе
рождение церковь пережила благодаря мастерам,
которые начали реставрационные работы в 1957 году, когда
памятнику вернули первозданный облик. Столичного
архитектора Бориса Васильевича Гнедовского потрясла
красота и в то же время простота
увиденного. Он и предложил свозить ее
на выставку в Париж.
Сразу
после реставрации, которая началась лишь в конце 60-х годов, часовня
отправилась в Париж на выставку «Русская деревянная пластика от древнейших
времён до наших дней». Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. И лишь
по возвращении из столицы Франции в 1973 году церковь встала на нынешнем своем
месте в сквере у площади Революции.
Надо
отметить, что от прежней конструкции сохранилось не более половины брёвен, все
детали (купол-маковка с крестом, крыша, ворота, боковая лестница и балкон) были
сделаны заново.
В
настоящее время в Михайло-Архангельской часовне находится филиал Слободского краеведческого
музея, который был открыт в 70-х годах при директоре музея Гребёнкине Матвее Трофимовиче. В
верхнем этаже размещаются коллекции деревянных культовых скульптур 17-18 веков
(единственная в Кировской области и редчайшая в стране старинная резьба по
дереву), древних книг, старых икон.
После
возвращения часовни из Европы слободской поэт Александр Рева написал
стихотворение.
Подойти торопитесь
ближе.
Отвлекитесь от будних
дел:
Эта церковь была в
Париже
И вернулась в родной
удел.
Уникальностью, понаслышке,
Привлекавшая с давних
пор.
Только к ней подойти мальчишкам
Не давал высокий забор.
И в одежде его тесовой,
Да у времени в забытьи
Простояла она без слова,
Словно Золушка взаперти.
И когда до далёких былей
У народа руки дошли-
Церковь чуточку подновили
И в Париж на показ
свезли.
Иноземцы вокруг
носились,
Изумлённо круглились
рты:
-Из медвежьих углов
России
Эта проповедь красоты?
Парижане с живым азартом
Проверяли свой глазомер:
-За два века до
Бонапарта
Эта строилась
мадмуазель!
Так стоять ей!
В наш мир смотреться
С высоты четырёх веков,
Славя русской земли
умельцев-
Наших предков и
земляков.
Из
всего сказанного можно сделать вывод, что не зря народ называет эту церковь
слобожанкой-парижанкой. Михайло-Архангельская церковь поистине является жемчужиной
деревянного зодчества. Побывав на выставке в Париже, наша часовня произвела
большое впечатление на французов. И мы по праву можем гордиться нашим
историческим и культурным наследием.
Очень интересно!
ОтветитьУдалить