понедельник, 4 ноября 2013 г.

"Слободская парижанка"



Слободская парижанка
У каждого старинного города имеется какая-то жемчужина, привлекающая всеобщее внимание. Вот и наше внимание привлекла часовня, которую в народе называют «парижанка». Нам захотелось узнать, почему у слободского памятника деревянного зодчества такое название, узнать историю Михайло-Архангельской часовни.
Изучив литературу: интернет-источники, публикации газет «Слободские куранты», картотеку событий города Слободского, статистический сборник «Слободской 5 столетий» мы нашли разную информацию об одних и тех же событиях. Поэтому мы выдвинули следующую гипотезу: Михайло-Архангельская часовня была на выставке в Париже по предложению столичного  архитектора  Бориса  Гнедовского в 1973 году.
Объект нашего исследования – Михайло-Архангельская часовня, предмет исследования – история памятника архитектуры.
Михайло-Архангельская церковь с надвратной часовней – самое древнее здание на территории Кировской области и наиболее раннее деревянное сооружение, сохранившееся на территории России. Предположительно была она построена в связи с угрозой вторжения яранских повстанцев, примкнувших к сторонникам Лжедмитрия. Часовня являлась частью построек Слободского Богоявленского,  позже  Крестовоздвиженского  мужского  монастыря,  основанного  в  1599  году  на  окраине  города.  Церковь построена во имя покровителя русского воинства Михаила Архангела года при участии Преподобного Трифона, церковь деревянная, из сосновых брёвен построена слободскими умельцами в 1610 году без единого гвоздя.
Восточный фасад надвратной башни-часовни является свидетельством военного назначения постройки. Он обращен наружу. В стенах устроены узкие окна-бойницы, внизу - проездные ворота. Западный фасад, напротив, скорее напоминает боярский терем, чем крепостную башню. Завершает часовню покрытая лемехом (т.е. небольшими деревянными пластинами) луковичная главка с деревянным крестом).
 Поначалу  это  сооружение  служило  не  только  церковью,  но  и  крепостной  башней  с  воротами,  через  которые  можно  было  попасть  в  монастырь,  а  через  бойницы  в  стенах  -   отстреливаться  от  врага.  Маленькая  деревянная  церквушка  была  неприметной  по  сравнению  со  строениями  обители  и  не  привлекала  к  себе  внимания.  Братия  ее  содержала. Церковь  в  честь  Архангела  Михаила  имела  уникальное  убранство:  иконы,  старинные  книги,  золотое  и  серебряное  шитье.  Легенды,  переходящие  из  уст  в  уста,  гласят,  что  в  церкви  был  особенный,  ни с  чем  не    сравнимый    запах  дерева.  Старожилы  отмечали,  что  летом  здесь  благодать  -  даже  в  самую  жару  прохладно.
      В отличие от самых ранних  церквей Михайло-Архангельская имеет восьмискатную крышу. Стены их срублены в «обло с остатком», на выпущенных бревнах  устроены сени. Для ограждения сеней - западного придела использована более лёгкая и экономичная каркасная конструкция. Конструкция такой кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчётом на естественное проветривание стен.
В  начале  ХIХ  века  жемчужина  деревянного  зодчества  приобрела  другой  облик,  значительно  изменившись  внешне.  Появились  новые  украшения  -  округлые  окошки,  металлические  решетки;  рубленые  стены  были  зашиты   тесом,  крыша  и  глава  покрыта  жестью, церковь поставлена на каменный фундамент. Трудно было предположить, что под уродливой обшивкой и современной железной кровлей скрывается во всей своей красе сооружение начала 17 века. В 1838 году к церкви пристроена паперть с двумя крыльцами, между которыми оставлен тот же проезд под церковь в ворота, ведущий на улицу.
 Второе  рождение  церковь  пережила  благодаря  мастерам,  которые  начали  реставрационные  работы в  1957 году, когда  памятнику  вернули  первозданный  облик.  Столичного  архитектора  Бориса  Васильевича Гнедовского  потрясла  красота  и  в  то  же  время  простота  увиденного. Он  и   предложил  свозить  ее  на  выставку  в  Париж.
Сразу после реставрации, которая началась лишь в конце 60-х годов, часовня отправилась в Париж на выставку «Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней». Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. И лишь по возвращении из столицы Франции в 1973 году церковь встала на нынешнем своем месте в сквере у площади Революции.
Надо отметить, что от прежней конструкции сохранилось не более половины брёвен, все детали (купол-маковка с крестом, крыша, ворота, боковая лестница и балкон) были сделаны заново.
В настоящее время в Михайло-Архангельской часовне находится филиал Слободского краеведческого музея, который был открыт в 70-х годах при директоре музея Гребёнкине Матвее Трофимовиче. В верхнем этаже размещаются коллекции деревянных культовых скульптур 17-18 веков (единственная в Кировской области и редчайшая в стране старинная резьба по дереву), древних книг, старых икон.
После возвращения часовни из Европы слободской поэт Александр Рева написал стихотворение.


Подойти торопитесь ближе.
Отвлекитесь от будних дел:
Эта церковь была в Париже
И вернулась в родной удел.
Уникальностью, понаслышке,
Привлекавшая с давних пор.
Только к ней подойти  мальчишкам
Не давал высокий забор.
И в одежде его тесовой,
Да у времени в забытьи
Простояла она без слова,
Словно Золушка взаперти.
И когда до далёких былей
У народа руки дошли-
Церковь чуточку подновили
И в Париж на показ свезли.
Иноземцы вокруг носились,
Изумлённо круглились рты:
-Из медвежьих углов России
Эта проповедь красоты?
Парижане с живым азартом
Проверяли свой глазомер:
-За  два века до Бонапарта
Эта строилась мадмуазель!
Так стоять ей!
В наш мир смотреться
С высоты четырёх веков,
Славя русской земли умельцев-
Наших предков и земляков.


Из всего сказанного можно сделать вывод, что не зря народ называет эту церковь слобожанкой-парижанкой. Михайло-Архангельская церковь поистине является жемчужиной деревянного зодчества. Побывав на выставке в Париже, наша часовня произвела большое впечатление на французов. И мы по праву можем гордиться нашим историческим и культурным наследием.

1 комментарий: